Роль и функции общего освещения

Согласно теории слоев многоуровневое освещение в любом пространстве базируется на прочном фундаменте — основном свете. Он необходим буквально везде — в квартире, загородном доме, ресторане, на промышленном предприятии…
Роль общего освещения в световом дизайне довольно масштабна. Оно позволяет:
создать равномерное заливающее освещение по всему помещению, не оставляя темных углов и не создавая резких бликов;
обеспечить безопасность и комфорт. Искусственное освещение должно быть функциональным и практичным, помогать уверенно перемещаться в пространстве;
обеспечить основу для световой композиции. Без базового света все остальные светильники (рабочие, акцентные) будут выглядеть как разрозненные пятна в темноте. Общий свет связывает пространство в единое целое;
визуально менять комнату. Так, светлые потолки и равномерное освещение зрительно «раздвигают» стены, а трековые системы или линейные светильники подчеркивают геометрию помещения.
Важно при этом, чтобы свет не бликовал, не бил в глаза, не создавал резкие тени и не являлся единственным источником освещения в помещении. Такая ошибка приводит к тому, что интерьер выглядит «плоско» и находиться в нем некомфортно.
Какие светильники подходят для основного света?

С тем, что такое общий свет в интерьере, разобрались. Теперь поговорим о том, как выбрать базовое освещение для комнаты.
Рассмотрим, какие светильники подходят.
Люстра как основной источник света. Это классическое решение, но люстра не всегда способна выполнить эту функцию. Поэтому лучше комбинировать с другими источниками.
Подвесные светодиодные светильники, например RESTO или DIAMOND. Это изящное решение для проектирования общего света, которое выглядит эффектно и стильно практически в любом пространстве.
Встроенные точечные споты. Они подойдут для создания равномерного «ковра» света, особенно в помещениях с невысокими потолками.
Трековые системы. Современное и гибкое решение. Позволяют направлять свет в нужные зоны и являются одновременно общим и акцентным освещением.
Светодиодные ленты в профиле («световые карнизы»). В этом случае свет направляется на потолок и отражается, создавая мягкое, бестеневое освещение, аналогичное естественному.
Панели (в т. ч. INTENSO) и растровые светильники. Их часто используют в кухнях, прихожих и офисных зонах дома для создания равномерной засветки.
Люстра как классический источник общего света

Люстра как источник основного света — это дань классике и традициям. Она не просто освещает комнату, но и служит ключевым декоративным элементом, задающим стиль и статус интерьера. Как правило, мощное устройство с несколькими рожками или плафонами способно осветить большую площадь вокруг себя. Однако есть у него и минусы.
Во-первых, полагаться только на люстру нельзя. Будучи, как это часто встречается, единственным источником света, она может делать пространство недостаточно объемным и оставлять периметр в полумраке. Кроме того, массивная люстра зрительно «съедает» высоту потолков и плохо «дружит» с современными сценариями — приглушить ее без потери эффективности крайне сложно.
Так что люстре необходима поддержка другими типами светильников — акцентными, рабочими, декоративными. Кроме того, нужно крайне аккуратно выбирать место для ее размещения, чтобы объемный светильник не мешал, и помнить: люстра — это, может, и статусно, но немодно.
Современные альтернативы: споты и трековые системы

Как сделать общее освещение в интерьере одновременно удобным и трендовым? Это вполне получится с помощью спотов MAG ORIENT и трековых систем наподобие APRIORI и 4TR.
Трековые споты и даунлайты — это встраиваемые или накладные точечные светильники, равномерно «рассыпанные» по потолку. В отличие от той же люстры, они создают «световой ковер», сотканный из множества отдельных источников света, которые сливаются в единое, очень равномерное и бестеневое освещение.
Это помогает визуально «раздвинуть» стены, сохранить высоту потолка и просто увеличить пространство. Споты подходят для натяжных конструкций. Также они исключают темные углы и резкие тени, образующиеся при освещении центральной люстрой. Бонус: эти светильники впишутся в любой современный стиль (минимализм, скандинавский, лофт) и не перегрузят пространство.
Трековые системы, в свою очередь, нужны для установки на них в произвольных местах различных светильников. Это дает большую свободу при разработке светодизайна, поскольку те же споты можно перемещать по трекам и направлять по своему усмотрению, создавая именно то освещение, которое хочется.
Такой гибкий подход способствует динамичному зонированию, когда одна трековая система может одновременно освещать, скажем, обеденную зону (при направлении на стол одного прожектора), кухонный фартук (второй прожектор) и акцентную полку (третий прожектор).
Главное, при выборе светильника для общего освещения четко представлять себе задачи, которые он должен выполнять, и не забывать о том, что в одиночку сделать пространство полностью функциональным и многослойным не способно даже самое мощное устройство. О том, где и как можно использовать теорию слоев при проектировании светового дизайна, читайте здесь.